Психология толпы. поведение людей в неорганизованной толпе
В жизни существует много типичных ситуаций, способствующих массовым скоплениям людей, - общественный транспорт и транспортные коммуникации, зрелищные мероприятия, проведение политических и общественных акций, стихийные бедствия, места массовых празднований и отдыха и т. д. Вместе с тем различные виды толп, образующихся в разных социальных ситуациях, имеют много сходных признаков и характеристик.
Основные признаки толпы . Толпой обычно называют такое скопление людей, которому в той или иной степени присущи следующие признаки:
многочисленность (так как в малочисленных группах с трудом возникают или совсем не возникают типичные психологические феномены толпы);
· высокая контактность (каждый участник толпы находится на близком расстоянии с другими, фактически входя в их персональные пространства);
эмоциональная возбужденность (типичные психологические состояния в толпе: повышенное эмоциональное возбуждение, неполная осознаваемость и спонтанность поведения, его импульсивность, волнение людей, ощущение слитности и единства и т. п.);
неорганизованность (толпа часто образуется стихийно, слабо организованна, а при наличии организованности может легко
Терять ее);
неустойчивость цели (когда говорится о бесцельности толпы как ее свойств, то имеется в виду отсутствие общей, всеми осознаваемой цели).
Следовательно, под толпой необходимо понимать многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения, характеризующееся изначально своим стихийным образованием (или потерей организованности) и отсутствием общей для всех осознанной цели (или ее утратой).
Структурные характеристики толпы . Формально-структурные параметры толпы, как отмечалось выше, были детально проанализированы, выявлены и оценены в многочисленных эмпирически исследованиях массовых психических явлений. К их числу относятся форма толпы, ее величина и плотность, а также уровень физической и психической активности.
Форма толпы . На открытых пространствах толпа формируется кольцеобразно (поэтому, имея центр и периферийные слои, в результате нарастания она приобретает форму неправильного круга). На ограниченных пространствах толпа приобретает признаки этих ограничений - например стоящая на улице толпа по форме похожа на вытянутый эллипс, а движущаяся по улице толпа походит на усеченную пирамиду и т. д.
Величина толпы определяется количеством собравшихся людей. Оценка ее величины есть специальная и практически важная задача, которая решается специалистами. (Оценка величины толпы зависит от отношения к ней оценивающего, поэтому точнее всего величину оценивают те, кто нейтрально относится к оцениваемой толпе.)
Плотность толпы определяется числом людей, приходящихся на 1 м 2 , поэтому плотность чаще оценивают сверху прямым взором, с помощью фотоаппаратуры или специальных приборов.
Уровень активности толпы оценивается по моторным показателям (наличие и скорость передвижения людей от центра толпы к периферии и наоборот) и информационным показателям (наличие и скорость передачи информации, идущей от центра толпы к периферии и наоборот). Всякая динамика толпы в центробежно-центростремительном направлении свидетельствует об ее активности.
Кроме этого, любая толпа имеет внутреннюю структуру по своему составу по самым разным характеристикам - по половозрастным признакам, образовательному уровню, имущественному статусу людей или роду их занятий и т. д. Но выделение структуры толпы по разным признакам является достаточно сложной задачей. Наиболее сложно выявить структуру толпы по интересам, ценностным ориентациям людей, по их отношению к тем или иным социальным нормам и т. д. Хотя именно это практически необходимо, так как позволяет заранее выявить толпы с неоднозначными ценностями и предпосылками к агрессивному поведению внутри толпы,(что требует соответствующей профилактики - разведения антагонистически настроенных частей толпы).
Виды толп. Различные виды толп выделяются на основании соответствия вышеперечисленным признакам.
По уровню или степени своей активности выделяют пассивные, активные и агрессивные виды толп. Для пассивных толп характерно прежде всего отсутствие эмоционального возбуждения. В спокойном состоянии люди слабо связаны друг с другом, они не обмениваются информацией и не могут совершать какие-то совместные действия. Люди в пассивной толпе либо спокойно стоят в ожидании чего-то (например, встречающие приходящий поезд на вокзале или собравшиеся на митинг и ожидающие его начала), либо хаотично и относительно независимо друг от друга спокойно передвигаются (например, массовые выставки или так называемые транспортные толпы в метро или рядом с вокзалами).
Активной толпой является всякая толпа, находящаяся в состоянии эмоционального возбуждения. Эмоциональная «разгоряченность» способствует появлению психологической готовности людей действовать совместно, у них формируются одинаковые установки на определенные формы поведения, между ними возрастает теснота связей и интенсивность обмена информацией. При этом необходимо различать толпы в состоянии установочной (внутренней) активности , которые психологически готовы совместно действовать, но еще не действуют, и реально действующие толпы (активные и внутренне, и внешне).
В агрессивной толпе уровень эмоционального возбуждения и, соответственно, внутренней и внешней активности существенно возрастает. Для агрессивно настроенной толпы характерно появление нового состояния - психического напряжения людей, основанного на возможных чувствах фрустрации, отчаяния или гнева. Для перехода толпы из состояния просто активного в агрессивное необходим всем понятный возбуждающий стимул (например, слух), вызывающий общее возмущение, негодование. Главная особенность агрессивной толпы - это деструктивное отношению к окружающим предметам и людям. Например, типичными агрессивными толпами нередко становятся группы спортивных болельщиков, поведение которых приводит к большим разрушениям на стадионах и улицах.
Толпы, объединенные чувством страха, вызванного опасностью для жизни или нормального функционирования людей, делятся на спасающиеся и панические виды толп. У них много общих характеристик: сильное эмоциональное возбуждение основанное на остром переживании страха; низкий уровень осознания своих действий; некритичное отношение к окружающей обстановке и т. д.
Такие толпы могут возникать в различных общественных местах (театрах, гостиницах и т. п.), в случаях пожаров или другой опасности, на улицах и площадях крупных городов в условиях неожиданно приближающейся природной угрозы (урагана, грозы и т. п.) Однако между ними есть и различия.
Панические толпы отличаются от спасающихся, прежде всего, более высокой степенью опасности для людей, полной утратой всякой организации. Поведение людей походит на автоматически совершаемые «броуновские» действия, для членов такой толпы характерно так называемое суженное сознание, когда люди многое из окружающего не воспринимают и могут неадекватно себя вести.
Спасающиеся толпы поддаются некоторой организации. Люди сохраняют остаточную способность к произвольной регуляции своего поведения, что позволяет им быть более адекватными окружающей обстановке, а их поведение сохраняет элементы предсказуемости.
Особым и довольно редко встречающимся видом толпы является стяжательская (иногда ее называют мародерская) - это скопление чрезвычайно активно действующих и нацеленных на грабеж людей, захват различных материальных ценностей, ставших легко доступными в результате каких-либо стихийных бедствий или чрезвычайных событий (например, брошенные дома, магазины и склады при землетрясениях, наводнениях, крупных пожарах, техногенных катастрофах, военных действиях и т. п.).
Толпы также могут быть демонстрирующими , т. е. выражающими свое отношение к каким-либо социальным событиям, действиям властей или в целом к условиям жизни. Они могут сильно различаться друг от друга по степени своей организованности и целенаправленности и в зависимости от этого приобретать или утрачивать признаки толпы (например, различные акции протеста населения против политики своих правительств или акции социальных групп, добивающихся определенных прав в обществе.)
Жизненная практика показывает, что под влиянием различных факторов даже тщательно спланированные акции легко могут терять организованность, целенаправленность и вызвать, не желая этого, образование новых толп, затрудняющих организованное проведение этих акций. Поэтому для управления демонстрирующими группами людей целесообразно знать и учитывать психологию толпы.
Характеристики состояния психики и поведения участника толпы . Как уже отмечалось, существует большое различие между состоянием психики индивида и его поведением вне толпы и в качестве участника. В целом психическое состояние и поведение человека в толпе характеризуется рядом основных признаков :
снижение интеллектуальных способностей (некритичность мышления и восприятия информации, более легкая переключаемость внимания, а также искажение информации и порождение слухов);
более низкий порог психофизиологической и эмоциональной возбудимости (в толпе человек легче и быстрее приходит в состояние повышенного эмоционального возбуждения и психофизиологической мобилизации);
повышенная внушаемость (некритичное согласие с информацией из внешней среды, т. е. большая зависимость от внешней среды);
ощущение анонимности , (т. е. состояние нивелировки социального и личностного статуса индивида).
Отмеченная специфика состояния психики человека, находящегося в толпе, детерминирует и основные особенности его поведения в ней, для которого характерны:
непроизвольность (спонтанность и импульсивность);
неполная осознаваемость ;
индивидуализация (стирание в поведении личностных различий, похожесть людей друг на друга через одинаковость поведения);
более низкая способность к произвольной регуляции поведения (сильная зависимость поведения от внешних воздействий большой группы людей);
нетипичность поведения (более частое проявление человеком в толпе неожиданных даже для него самого форм поведения: поднять что-то тяжелое, сломать прочное, быстро бежать, высоко прыгнуть, проявить несвойственную ему жертвенность, героичность или агрессивность).
Феномен толпы привлекает большой интерес исследователей и практических работников потому, что ее поведение бывает чрезвычайно опасным как для самих участников, так и для общества. Поэтому для «социально приемлемого» управления толпой необходимо использование научно обоснованных методов регуляции массового поведения больших групп людей типа толпы.
Психология толпы. Или секрет управления массами.
1. Понятие толпы. Что такое толпа?
Представление о толпе обычно рождается из личного опыта людей. Практически каждый либо бывал в толпе, либо видел ее поведение со стороны. Иногда, поддавшись простому человеческому любопытству, люди присоединяются к группе, рассматривающей и обсуждающей какое-то событие. Возрастая количественно, заражаясь общим настроением и интересом, люди постепенно превращаются в нестройное, неорганизованное скопление, или толпу.
Толпа - бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
Термин «толпа» вошел в социальную психологию в период мощного революционного подъема масс в конце XIX-начале XX в. Под толпой психологи в то время понимали главным образом слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров.
Толпой как субъектом массовых форм внеколлективного поведания часто становится:
— публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;
— контактная, внешне неорганизованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно;
— совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар.
Психология толпы. Или секрет управления массами.В массовых формах внеколлективного поведения большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей в ходе, например, их борьбы за свои интересы и права.
Определены даже основные этапы формирования толпы:
Образование ядра толпы.
Первоначальное ядро толпы может сложиться под влиянием рационалистических соображений и ставить перед собой вполне определенные цели. Но в дальнейшем ядро обрастает лавинообразно и стихийно. Толпа увеличивается, вбирая в себя людей, которые, казалось бы, ничего общего друг с другом до этого не имели. Спонтанно толпа образуется в результате какого-либо происшествия, которое привлекает внимание людей и рождает в них интерес (точнее, в самом начале - любопытство). Будучи взволнованным этим событием, индивид, присоединившийся к уже собравшимся, готов утратить некоторую часть своего обычного самообладания и получать возбуждающую информацию от объекта интереса. Начинается циркулярная реакция, побуждающая собравшихся проявлять схожие эмоции и удовлетворять новые эмоциональные потребности через психическое взаимодействие.
Циркулярная реакция составляет первый этап формирования и функционирования толпы. Процесс кружения. Второй этап начинается одновременно с процессом кружения, в ходе которого чувства еще больше обостряются и возникает готовность реагировать на информацию, поступающую от присутствующих. Внутреннее кружение на основе продолжающейся циркулярной реакции нарастает. Нарастает и возбуждение. Люди оказываются предрасположенными не только к совместным, но и к немедленным действиям.
Появление нового общего объекта внимания. Процесс кружения подготавливает собой третий этап формирования толпы. Этот этап - появление нового общего объекта внимания, на котором фокусируются импульсы, чувства и воображение людей. Если первоначально общий объект интереса составляло возбуждающее событие, собравшее вокруг себя людей, то на этом этапе новым объектом внимания становится образ, создаваемый в процессе кружения в разговорах участников толпы. Этот образ - результат творчества самих участников. Он разделяется всеми, дает индивидам общую ориентацию и выступает в качестве объекта совместного поведения. Возникновение такого воображаемого объекта становится фактором, сплачивающим толпу в единое целое.
Активизация индивидов через возбуждение. Последний этап в формировании толпы составляет активизация индивидов дополнительным стимулировании через возбуждение импульсов, соответствующих воображаемому объекту. Такое (на основе внушения) стимулирование происходит чаще всего как результат руководства лидера. Оно побуждает индивидов, составляющих толпу, приступить к конкретным, часто агрессивным, действиям. Среди собравшихся обычно выделяются зачинщики, которые и развертывают активную деятельность в толпе и исподволь направляют ее поведение. Это могут быть политически и психически незрелые и экстремистски настроенные личности. Таким образом, четко определяется состав толпы.
Ядро толпы, или зачинщики, - субъекты, задача которых сформировать толпу и использовать ее разрушительную энергию в поставленных целях. Именно этим людям подвластна психология толпы или секрет управления массами.
Участники толпы - субъекты, примкнувшие к ней вследствие идентификации своих ценностных ориентации с направлением действий толпы. Они не зачинщики, но оказываются в сфере влияния толпы и активно участвуют в ее действиях. Особую опасность представляют агрессивные личности, которые примыкают к толпе исключительно из-за появившейся возможности дать разрядку своим невротическим, нередко садистским, наклонностям.
В среду участников толпы попадают и добросовестно заблуждающиеся. Эти субъекты присоединяются к толпе из-за ошибочного восприятия обстановки, они движимы, например, ложно понятым принципом справедливости.
К толпе примыкают обыватели. Они не проявляют большой активности. Их привлекает эксцесс в качестве волнующего зрелища, которое разнообразит их скучное, унылое существование.
В толпе находят себе место повышенно внушаемые люди, которые поддаются общему заражающему настроению. Они без сопротивления отдаются во власть стихийных явлений.
Участниками толпы оказываются и просто любопытные, наблюдающие со стороны. Они не вмешиваются в ход событий, однако их присутствие увеличивает массовость и усиливает влияние стихии толпы на поведение ее участников.
2. Классификация толпы
Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. Если за основу классификации взять такой признак, как управляемость (вот он один важный секрет управления массами), то можно выделить следующие виды толпы.
Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица.
Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером.
Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу. Можно сказать, что он подчас не делает разницы между толпой организованной и неорганизованной. Хотя согласиться с таким подходом трудно. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения. Это уже не толпа, а формирование. Даже отделение солдат, пока в нем есть командир, уже не толпа.
Если за основу классификации толпы взять характер поведения в ней людей, то можно выделить несколько ее типов и подтипов.
Окказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и т.п.).
Конвенциональная толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения.
Экспрессивная толпа. Формируется - как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.)
Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т.п.).
Толпа на рок-концертеДействующая толпа. Формируется - как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды.
1. Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению, структуре). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.п.
2. Паническая толпа. Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности.
3. Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них (взятие штурмом мест в отходящем транспорте, ажиотажный расхват продуктов в предприятиях торговли, разгром продовольственных складов, осаждение финансовых (например, банковских) учреждений, в небольших количествах проявляется в местах крупных катастроф со значительными человеческими жертвами и т.п.).
4. Повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей. Своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы.
3. Психологические свойства толпы
Социальные психологи отмечают ряд психологических особенностей толпы.
Неспособность к осознанию. Важными психологическими характеристиками толпы являются ее бессознательность, инстинктивность и импульсивность. Если даже один человек довольно слабо поддается посылам разума, а потому большую часть поступков в жизни делает благодаря эмоциональным, порою совершенно слепым, импульсам, то людская толпа живет исключительно чувством, логика противна ей. Вступает в действие неуправляемый стадный инстинкт, особенно когда ситуация экстремальная, когда нет лидера и никто не выкрикивает сдерживающие слова команд. Разнородное в каждом из индивидов - частице толпы - утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества. Общие качества характера, управляемые бессознательным, соединяются вместе в толпе. Изолированный индивид обладает способностью подавлять бессознательные рефлексы, в то время как толпа этой способности не имеет.
Особенности мышления. Толпа мыслит образами, и вызванный в ее воображении образ, в свою очередь, вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым. Толпа не отделяет субъективное от объективного. Она считает реальными образы, вызванные в ее уме и зачастую имеющие лишь очень отдаленную связь с наблюдаемым ею фактом. Толпа, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам.
Толпа
Толпа не рассуждает и не обдумывает. Она принимает или отбрасывает идеи целиком. Она не переносит ни споров, ни противоречий. Рассуждения толпы основываются на ассоциациях, но они связаны между собою лишь кажущейся аналогией и последовательностью. Толпа способна воспринимать лишь те идеи, которые упрощены до предела. Суждения толпы всегда навязаны ей и никогда не бывают результатом всестороннего обсуждения.
Категоричность. Не испытывая никаких сомнений относительно того, что есть истина и что есть заблуждение, толпа выражает такую же авторитетность в своих суждениях, как и нетерпимость.
Консерватизм. Будучи в основе своей чрезвычайно консервативна, толпа питает глубокое отвращение ко всем новшествам и испытывает безграничное благоговение перед традициями.
Внушаемость. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы - это ее восприимчивость к внушению.
Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям.
Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.
Заражаемость. Психологическое заражение способствует образованию в толпе особых свойств и определяет их направление. Человек склонен к подражанию. Мнения и верования распространяются толпе путем заражения.
Для эмоционально-волевой сферы толпы характерны также многочисленные психологические особенности.
Эмоциональность. В толпе имеет место такое социально-психологическое явление, как эмоциональный резонанс. Люди, участвующие в эксцессе, не просто соседствуют друг с другом. заражают окружающих и сами заражаются от них. Термин «резонанс» к такому явлению применяется потому, что участники толпы при обмене эмоциональными зарядами постепенно накаляют общее настроение до такой степени, что происходит эмоциональный взрыв, с трудом контролируемый сознанием. Наступлению эмоционального взрыва способствуют определенные психологические условия поведения личности в толпе.
Высокая чувственность. Чувства и идеи отдельных лиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Рождается коллективная душа, имеющая, правда, временный характер. Толпе знакомы только простые и крайние чувства.
Различные импульсы, которым повинуется толпа, могут быть, смотря по обстоятельствам (а именно по характеру возбуждений), великодушными или злыми, героическими или трусливыми, но они всегда настолько сильны, что никакой личный интерес, даже чувство самосохранения, не в состоянии их подавить.
Сила чувств толпы еще более увеличивается из-за отсутствия ответственности. Уверенность в безнаказанности (тем более сильная, чем многочисленнее толпа) и сознание значительного (хотя и временного) могущества дают возможность скопищам людей проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для отдельного человека.
Какими бы ни были чувства толпы, хорошими или дурными, характерной их чертой является односторонность. Односторонность и преувеличение чувств толпы ведут к тому, что она не ведает ни сомнений, ни колебаний.
В своей вечной борьбе против разума чувство никогда не было побеждено.
Экстремизм. Силы толпы направлены лишь на разрушение. Инстинкты разрушительной свирепости дремлют в глубине души почти любого индивида. Поддаваться этим инстинктам опасно для изолированного индивида, но находясь в безответственной толпе, где ему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать велению своих инстинктов. В толпе малейшее пререкание или прекословие со стороны какого-либо оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, - это ярость. Толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения.
Мотивация. Личный интерес очень редко бывает могущественным двигателем в толпе, в то время как у отдельного человека он стоит на первом месте. Хотя все желания толпы бывают очень страстными, они все же продолжаются не долго, и толпа так же мало способна проявить настойчивую волю, как и рассудительность.
Безответственность. Она порождает нередко невероятную жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. Безответственность позволяет толпе топтать слабых и преклоняться перед сильными.
4. Психологические особенности индивида в толпе
В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии. Эти особенности оказывают самое непосредственное влияние на его поведение в толпе.
Человека в толпе характеризуют следующие черты.
Анонимность. Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе - это ощущение собственной анонимности. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. Отсюда и та жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной толпы. Участник толпы оказывается в ней как бы безымянным. Это создает ложное ощущение независимости от организационных связей, которыми человек, где бы он ни находился, включен в трудовой коллектив, семью и другие социальные общности.
Инстинктивность. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Этому способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. Способность к наблюдению и критике, существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в толпе.
Агрессивная толпа
Бессознательность. В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе.
Состояние гипнотического транса. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков. У него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения, приобретаемого в толпе, индивид совершает действия с неудержимой стремительностью, которая к тому же возрастает, поскольку влияние внушения, одинакового для всех, увеличивается силой взаимности.
Ощущение неодолимой силы. Индивид в толпе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря одной только численности. Это сознание позволяет ему поддаться скрытым инстинктам: в толпе он не склонен обуздывать эти инстинкты именно потому, что толпа анонимна и ни за что не отвечает. Чувство ответственности, сдерживающее обычно отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе - здесь понятия о невозможности не существует.
Заражаемость. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. Подобное поведение противоречит самой человеческой природе, и потому человек оказывается способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.
Аморфность. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость.
Безответственность. В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида.
Социальная деградация. Становясь частицей толпы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии. В изолированном положении - в обычной жизни он скорее всего был культурным человеком, в толпе же - это варвар, т.е. существо инстинктивное. В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. Человек в толпе претерпевает и снижение интеллектуальной деятельности.
5. Поведение толпы.
В поведении толпы проявляются как идеологические влияния, с помощью которых готовятся определенные действия, так и изменения в психических состояниях, происходящие под воздействием каких-либо конкретных событий или информации о них. В действиях толпы происходит стыковка и практическая реализация влияний и идеологических, и социально-психологических, их взаимопроникновение в реальное поведение людей.
Обстановка массовой истерии служит фоном, на котором развертываются нередко самые трагические действия.
Как уже говорилось, одним из видов поведения толпы является паника. Паника - это эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющееся в импульсивных действиях.
Факторы, способные вызвать панику, многообразны. Их природа может быть физиологической, психологической и социально-психологической. Известны случаи возникновения паники в повседневной жизни как следствие катастроф и стихийных бедствий. При панике людьми движет безотчетный страх. Они утрачивают самообладание, солидарность, мечутся, не видят выхода из ситуации.
Факторы, особо сильно влияющие на поведение толпы, следующие.
Суеверие - упрочившееся ложное мнение, возникающее под влиянием страха, пережитого человеком. Впрочем, может иметь место суеверный страх, причины которого не осознаются. Многие суеверия связаны с верой во что-либо. Им подвержены самые разные люди, вне зависимости от уровня образования и культуры. По большей своей части суеверие основано на страхе и оно многократно усиливается в толпе.
Иллюзия - разновидность ложного знания, закрепившегося в общественном мнении. Она может быть результатом обмана органа чувств. В данном же контексте речь идет об иллюзиях, относящихся к восприятию социальной действительности. Социальная иллюзия - своего рода эрзац-подобие реальности, создаваемое в воображении человека взамен подлинного знания, которое он почему-то не приемлет. В конечном счете, основа иллюзии - незнание, которое может дать самые неожиданные и нежелательные эффекты, когда проявляется в толпе.
Предрассудки - ложное знание, превратившееся в убеждение, точнее, в предубеждение. Предрассудки активны, агрессивны, напористы, отчаянно сопротивляются подлинному знанию. Это сопротивление до такой степени слепо, что толпа не приемлет никаких аргументов, противоречащих предрассудку.
6. Лидер в толпе и секрет управления массами.
Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а нередко - и в порядке самоназначения. Самозваный лидер обычно подлаживается под настроения и чувства людей толпы и сравнительно легко может побудить участников ее к поведению определенного типа.
Любое скопление индивидов инстинктивно подчиняется власти вождя. Герой, которому поклоняется толпа, поистине для нее - бог. В душе толпы преобладает не стремление к свободе, а потребность подчинения. Толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее властелином.
Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил. Всегда готовая восстать против слабой власти, толпа раболепствует и преклоняется перед властью сильной. Предоставленная самой себе, толпа скоро утомляется своими собственными беспорядками и инстинктивно стремится к рабству.
Толпа столь же нетерпима, сколь и доверчива в отношении авторитета. Она уважает силу и мало поддается воздействию доброты, означающей для нее лишь своего рода слабость. Она требует от героя силы и даже насилия, хочет, чтобы ею владели, ее подавляли. Она жаждет бояться своего властелина. Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет толпу подчиняться.
В толпе людей вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль его значительна. Его воля - это ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения. Роль вожаков состоит главным образом в том, чтобы создать веру, все равно какую. Именно этим объясняется их большое влияние на толпу.
Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они объявляют и защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Есть и еще одно качество, которым обыкновенно отличаются вожаки толпы: они не принадлежат к числу мыслителей - это люди действия.
Сумасбродный лидерКласс вожаков подразделяется на две категории:
— люди энергичные, с сильной, но появляющейся у них лишь на короткое время волей;
— люди, обладающие сильной и в то же время стойкой волей (встречаются гораздо реже).
Секрет управления массами, определяющий влияние лидера на толпу, - это его обаяние. Обаяние - вид господства какой-нибудь идеи или личности над умом индивида. Оно может складываться из противоположных чувств, например, восхищения и страха, и быть двух видов: приобретенное и личное. Личное обаяние отличается от искусственного или приобретенного и не зависит ни от титула, ни от власти. Оно основывается на личном превосходстве, на военной славе, на религиозном страхе, но не только на этом. В природе обаяния участвует множество различных факторов, но одним из самых главных всегда был и остается успех.
Управление толпой имеет двойственную природу, ибо толпа практически всегда - объект управления двух сил: с одной стороны, ею руководят лидеры, вожаки; с другой - толпой занимаются силы охраны общественного порядка, властные административные структуры.
Возможности управления толпой существенно различаются в зависимости от того, кто стремится быть в ней лидером - демагог или интеллигент. Как говорят на Востоке, тот, кто хочет управлять толпой, пытается оседлать тигра. Тем не менее, управлять личностями много сложней, чем толпой.
Механизмами массового поведения может воспользоваться политик с любыми взглядами и любого морального уровня. В таких случаях толпа становится игрушкой в руках лидера. Обычно люди, жаждущие вести за собой толпу, интуитивно владеют приемами воздействия на нее. Они знают: чтобы убедить толпу, надо сначала понять, какие чувства ее воодушевляют, притвориться, что разделяешь их, а затем вызвать в воображении толпы прельщающие ее образы. Толпе надо всегда предъявлять какие-либо идеи в цельных образах, не указывая на их происхождение.
Оратор, желающий увлечь толпу, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями - вот способы аргументации для толпы.
Утверждение тогда лишь воздействует на толпу, когда оно многократно повторяется в одних и тех же выражениях: в таком случае идея внедряется в умы так прочно, что в конце концов воспринимается как доказанная истина, а затем и врезается в самые глубокие области бессознательного. Этот прием также вполне успешно применяется лидерами или вожаками толпы.
Теоретический анализ механизмов формирования толпы может в некоторой степени помочь и административным органам контролировать ее поведение. Перед ними стоит задача двоякого рода:
1) пробудить осознание индивидами толпы своих действий, возвратить им утраченное чувства самоконтроля и ответственности за свое поведение;
2) предотвратить образование толпы или расформировать уже образовавшуюся толпу.
— переориентирование внимания индивидов, составляющих толпу. Как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдельные группы, и толпа, только что объединенная «образом врага» или готовностью к совместным действиям, тут же распадается. Подавленные влиянием толпы черты личностной структуры индивидов оживают - каждый человек в отдельности начинает регулировать свое поведение. Толпа перестает быть активной, функционирующей и постепенно рассеивается;
— объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы;
— обращение к участникам толпы с названием конкретных фамилий, имен, отчеств, наиболее распространенных в данной местности;
— применение мер по захвату и изоляции лидеров толпы. Если из-за какой-нибудь случайности вожак исчезает и не замещается немедленно другим, толпа снова становится простым сборищем без всякой связи и устойчивости. В этом случае легче проводить мероприятия по рассеиванию толпы.
Вообще-то с толпой очень сложно говорить голосом разума. Она воспринимает лишь приказ и обещания.
Литература:
1. Американская социологическая мысль. - М., 1994.
2. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 1996.
3. Митрохин С. Трактат о толпе // Век XX и мир. - 1990. № 11.
4. Московичи С. Век толп. - М., 1996.
5. Преступная толпа. - М., 1998.
6. Психология господства и подчинения: Хрестоматия. - Минск, 1998.
7. Психология масс: Хрестоматия. - Самара, 1998.
8. Психология толп. - М., 1998.
9. Руткевич А.М. Человек и толпа // Диалог. - 1990. - № 12.
10. Фрейд 3. «Я» и «Оно». - Тбилиси, 1991.
Существует две основные разновидности толпы: пассивная (выжидательная) и активная (действующая). Внутри каждой из этих групп также различают несколько разновидностей толпы.
1. Пассивная (выжидательная) толпа:
– случайная;
– конвенциональная;
– экспрессивная.
2. Активная (действующая) толпа:
– агрессивная;
– паническая;
– стяжательская;
– экстатическая.
Рассмотрим каждую разновидность толпы более подробно.
Случайная толпа. Это неорганизованная общность людей, которая возникает в связи с неожиданным событием (ДТП, пожар, драка). Обычно случайную толпу образуют зеваки и очевидцы, основной эмоцией которых является любопытство.
Конвенциональная толпа. Это такая разновидность толпы, поведение которой основано на определенных нормах и правилах поведения. Например, это толпа на митинге, политической демонстрации, концерте, спортивном состязании и т.д. Обычно, в таких ситуациях люди руководствуются определенными интересами, должны следовать нормам поведения, обусловленным характером мероприятия.
Экспрессивная толпа. Это общность людей, для которой характерно сильное массовое проявление чувств и эмоций (радости, печали, любви, горя, негодования и пр.). Обычно случайная и конвенциональная толпа трансформируется в экспрессивную. Это происходит за счет того, что люди становятся свидетелями определенных событий, следят за их развитием, и ими овладевает общий эмоциональный настрой. Примерами такой толпы могут быть скандирующие футбольные или хоккейные болельщики.
Мы рассмотрели различные виды пассивной толпы. Теперь перейдем к обсуждению активной толпы и ее разновидностей.
Агрессивная толпа. Это скопление людей, которые стремятся к уничтожению, разрушению и даже убийству. Люди, составляющие агрессивную толпу, часто направляют свой гнев на случайные объекты. При этом для них совершенно неважно, что эти объекты не имеют никакого отношения к происходящему и к ним самим и для их действий нет оснований. Агрессивная толпа редко возникает сама по себе – она чаще всего образуется из пассивной толпы (любого ее вида), реагируя на стимулы, не всегда значительные по интенсивности, способствующие появлению агрессивных реакций.
Паническая толпа. Это скопление людей, охваченных неконтролируемым чувством страха, стремлением любым путем избежать воображаемой или реальной опасности. Людьми, охваченными паникой, движет стремление к спасению своей жизни. Паническая реакция развивается в несколько этапов:
– резкий испуг, потрясение, восприятие ситуации как угрожающей, усиление ощущения страха;
– реакция бегства;
– завершение паники, после которой, как правило, следуют усталость либо тревожное состояние и возбудимость, которые могут привести к агрессивным действиям.
В зависимости от степени зараженности паникой выделяются несколько видов панической реакции:
– Легкая паника. Человек почти полностью сохраняет свое самообладание, критично воспринимает происходящее. Примерами легкой паники могут быть случаи, когда человек опаздывает куда-либо либо услышал внезапный сигнал.
– Средняя паника. В этом случае страх возрастает. Человек неверно осознает происходящее вокруг, критичность снижена. Например, это такие ситуации, как авария в общественном транспорте, не угрожающий жизни пожар.
– Полная паника. Человек теряет контроль над своими поступками, его сознание «отключено». Человек может совершать бессмысленные и даже опасные поступки. В таком случае говорят о полной невменяемости человека. Ситуации, которые могут спровоцировать полную панику, являются для человека смертельно опасными. Например, катастрофические стихийные бедствия, техногенные катастрофы и пр.
Паника может быть:
– индивидуальной – когда ею охвачен один человек;
– групповой – от двух до нескольких десятков человек;
– массовой – огромное количество человек – несколько сотен и даже тысяч.
Также паника считается массовой, если в замкнутом или ограниченном пространстве ею охвачено подавляющее большинство людей, находящихся там (например, на тонущем корабле).
Для того чтобы образовалась паническая толпа, необходима целая совокупность факторов – и физиологических, и социальных, и психологических. Например, помимо произошедшей ЧС, люди испытывают усталость и голод, не имеют никакой информации о случившемся и не испытывают доверия к администрации и специалистам. И если в этот момент возникает ситуация, которую люди воспринимают как угрожающую (повторный толчок, взрыв, неожиданный вой сирены), они могут образовать паническую толпу.
Стяжательская толпа. Это скопление людей, которые находятся в конфликте между собой из-за обладания определенными ценностями. При этом ценностей недостаточно для удовлетворения потребностей или желаний всех участников конфликта. Примерами такой толпы могут быть: покупатели в магазинах при недостатке товаров повышенного спроса; стремящиеся занять ограниченное количество мест пассажиры электричек и автобусов; вкладчики обанкротившегося банка, требующие возврата средств; пострадавшие, желающие получить гуманитарную помощь.
Экстатическая толпа. Толпа, в которой люди доводят себя до исступления в совместных молитвенных, ритуальных или иных действиях. Частыми примерами являются: скопление молодежи во время концертов, представители некоторых религиозных направлений и сект.
Социальная психология: конспект лекций Мельникова Надежда Анатольевна
3. Толпа как стихийно организованная группа
К числу больших, но слабо организованных общностей относится толпа.
Стихия толпы – социально-политические кризисы, сотрясающие жизнь людей, а также периоды, переходные от одного состояния общества к другому.
Существуют разные определения толпы.
Общим является противопоставление толпы всем устойчивым социальным общностям, лишение толпы четких признаков и особенностей, что вообще затрудняет понимание ее в качестве социального феномена.
С психологической точки зрения толпа – это собрание людей, обладающих определенными чертами, отличающимися от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания (Г. Лебон).
Толпа – бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
Термин «толпа» является многозначным и употребляется при описании явлений и процессов, весьма далеких друг от друга по своей природе.
Наличие толпы всегда ориентирует на присутствие определенной общности; какой-то связи между людьми, которая может быть и второстепенной, и временной, и случайной.
Толпа – это относительно кратковременное, слабо-организованное и бесструктурное скопление (сборище) множества, связанное между собой общим эмоциональным состоянием, осознаваемой или неосознаваемой целью и обладающее огромной (несоизмеримой с индивидуальной) силой воздействия на общество и его жизнь, способное в один миг дезорганизовать их поведение и деятельность.
Толпа, по Г. Тарду, – груда разнородных, незнакомых между собою элементов.
Характерная черта толпы – это ее внезапная организация.
В ней нет никакого предварительного стремления к общей цели, она не обладает коллективным желанием.
Между тем среди разнообразия ее движений наблюдается некоторая целесообразность в поступках и стремлениях.
Само слово «толпа» как имя собирательное указывает на то, что масса отдельных личностей отождествляется с одной личностью.
Среди причин единства мыслей, наблюдаемого в толпе, П. Бордье выделяет способность к подражанию .
Каждый человек расположен к подражанию, и эта способность достигает максимума у людей, собранных вместе.
Многие писатели пытались объяснить это явление, прибегая к гипотезе о нравственной эпидемии Жоли : «Подражание – это настоящая эпидемия, зависящая от примера так же, как возможность заразиться оспой зависит от того яда, при помощи которого последняя распространяется».
На этом основании нравственной эпидемией объяснялись эпидемии преступлений, следовавшие за каким-нибудь преступлением, о котором много писали в прессе.
По Сергии и Г. Тарду, всякая идея, всякое душевное движение индивида не что иное, как рефлекс на полученный извне импульс.
Всякий действует, думает только благодаря некоторому внушению.
Это внушение может распространиться или только на одного индивида, или на нескольких, или даже на большое число лиц; оно может распространиться подобно настоящей эпидемии.
«По типу доминирующей эмоции и особенностям поведения исследователи выделяют следующие виды толпы.
Случайная (окказиональная) толпа возникает в связи с каким-либо неожиданным событием.
Ее образуют «зеваки», лица, испытывающие потребность в новых впечатлениях.
Основной эмоцией является любопытство людей.
Случайная толпа может быстро собираться и так же быстро рассеиваться. Обычно немногочисленна.
Конвенциональная толпа – толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения – конвенциях.
Собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, людьми обычно движет вполне направленный интерес, и они должны следовать нормам поведения, соответствующим характеру мероприятия.
Экспрессивная толпа отличается особой силой массового проявления эмоций и чувств.
Является результатом трансформации случайной или конвенциональной толпы, когда людьми в связи с определенными событиями, свидетелями которых они стали, и под действием их развития овладевает общий эмоциональный настрой, выражаемый коллективно.
Экспрессивная толпа может трансформироваться в крайнюю форму – экстатическую толпу , т. е. вид толпы, когда люди, ее образующие, доводят себя до исступления в совместных молитвенных, ритуальных или иных действиях.
Все три вида толпы относятся к пассивным . Д. Д. Бессонов предлагал рассматривать толпу как выжидательную (пассивную) и действующую (активную).
Действующая (активная) толпа – наиболее важный вид толпы, учитывая социальную опасность некоторых ее подвидов.
Наиболее опасной считается агрессивная толпа – скопление людей, стремящихся к разрушению и даже убийству.
Люди, составляющие агрессивную толпу, не имеют рациональной основы для своих действий.
Чаще является результатом трансформации случайной, конвенциональной или экспрессивной толпы.
В толпе люди опускаются до примитивного состояния, которое характеризуется иррациональным поведением, доминированием бессознательных мотивов, подчинением индивида коллективному разуму или «расовому бессознательному».
Качества, обнаруживаемые индивидом в толпе, являются проявлением бессознательного, в котором содержится все зло человеческое» (3. Фрейд).
Другим подвидом действующей толпы является паническая толпа – скопление людей, охваченных чувством страха, стремлением избежать некой воображаемой или реальной опасности.
Паника – это социально-психологический феномен проявления группового аффекта страха.
Возникший страх блокирует способность людей рационально оценивать возникшую ситуацию.
Подвидом действующей толпы является стяжательная толпа – скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями, которых недостаточно для удовлетворения потребностей или желаний всех участников этого конфликта.
Некоторые исследователи феномена толпы выделяют повстанческую толпу как непременный атрибут всех революционных событий.
Действия повстанческой толпы отличаются конкретностью и направленностью на немедленное изменение ситуации, которая каким-то образом не устраивает ее участников.
Вопрос об уголовной ответственности сравнительно прост, если виновником преступления является одно лицо.
Вопрос делается крайне трудным, когда виновниками преступления являются не несколько лиц, а очень большое их число.
Одни, следуя военному закону наказания через десятого, т. е. наказав нескольких человек, с успехом, но часто без всякого смысла прекращают в толпе волнение и внушают ей страх.
Народные судьи часто оставляют всех на свободе, поступая, таким образом, по словам Тацита: «Там, где виновных много, не должно наказывать никого».
Классическая школа уголовного права никогда не задавала себе вопроса, должно ли преступление, совершенное толпой, наказываться так же, как преступление одного человека.
Ей было совершенно достаточно изучить преступление как юридическую субстанцию.
Как бы преступник ни действовал (один или под влиянием толпы), всегда причиной, толкавшей его на преступление, была его свободная воля.
За один и тот же проступок всегда назначалось одно и то же наказание.
Позитивная школа доказала, что свободная воля – иллюзия сознания; она открыла неизвестный до сих пор мир антропологических, физических и социальных факторов преступления и подняла идею о том, что преступление, совершенное толпою, должно судиться отлично от того преступления, которое совершено одним лицом, и это потому, что в первом и во втором случаях участие, принимаемое антропологическимии социальными факторами, различно.
Пюльезе первым изложил доктрину уголовной ответственности за коллективное преступление.
Он допускает полуответственность для всех тех, которые совершили преступление, будучи увлечены толпой.
Он назвал коллективным преступлением странное и сложное явление, когда толпа совершает преступление, увлеченная словами демагога или раздраженная каким-нибудь фактом, который является несправедливостью или обидой по отношению к ней или кажется ей таковым.
Два вида коллективных преступлений : преступления, совершенные вследствие общего природного влечения к ним; преступления, вызванные страстями, выражающиеся самым ясным образом в преступлениях толпы.
Первый случай аналогичен преступлению, совершенному прирожденным преступником, а второй – такому, которое совершено случайным преступником.
Первое всегда может быть предупреждено, второе – никогда. В первом одерживает верх антропологический фактор, во втором господствует фактор социальный. Первое возбуждает постоянный и весьма сильный ужас против лиц, его совершивших; второе – только легкое и кратковременное спасение.
Л. Лавернь для объяснения преступлений толпы использовал предположение о природной склонности человека к убийству.
Сама по себе толпа больше расположена ко злу, чем к добру. Героизм, доброта могут быть качествами одного индивида; но они почти никогда не являются отличительными признаками толпы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История психологии автора Смит Роджер Из книги Социальная психология автора Мельникова Надежда Анатольевна44. Толпа как стихийно организованная группа Толпа – бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.Наличие толпы всегда ориентирует на присутствие определенной
автора Кузнецов Максим ВалерьевичКонвенциональная толпа Это толпа, которая собралась по поводу какого-либо события, информация о месте проведения которого была известна заранее. Таким событием может быть футбольный матч, боксерский поединок и т. д. Конвенциональной эта толпа называется потому, что до
Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим ВалерьевичЭкспрессивная толпа Это такая толпа, которая выражает своим поведением какую-либо эмоцию, причем неважно какую. Основная отличительная черта такой толпы - ритмичность движения. Такую толпу составляют люди, скандирующие лозунги на митинге, ритмично пляшущие в такт
Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим ВалерьевичАктивная толпа Наконец, четвертым видом толпы является действующая (или активная) толпа. Это наиболее опасный вид толпы. Действующая толпа может быть агрессивной, или панической. Недавним примером агрессивной толпы являются массовые беспорядки на Манежной площади в
Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов АнатолийОрганизованная преступность У организованной преступности есть свои адвокаты и сотрудники правоохранения. Организованная преступность стала более цивилизованной и более опасной в социальном плане. Вчера ее оружием была грубая сила, рэкет, а сегодня - деньги и
автора Чернявская А. Г.Толпа однородная Толпа однородная состоит из трех категорий: сект, каст и классов.Секта представляет первую степень организации однородной толпы. В ее состав входят индивиды различной профессии и воспитания, различной среды, причем единственной связью между ними служат
Из книги Психология господства и подчинения: Хрестоматия автора Чернявская А. Г.Преступная толпа Название «преступная толпа» ни в каком случае не подходит к такой толпе, которая после известного состояния возбуждения превратилась в простой бессознательный автомат, повинующейся внушениям. Но я всетаки сохраняю это ошибочное название, потому что
Из книги Психология господства и подчинения: Хрестоматия автора Чернявская А. Г. Из книги Я вижу тебя насквозь! [Искусство разбираться в людях. Самые эффективные техники секретных агентов] автора Мартин ЛеоОрганизованная преступность: современная работорговля Контрабандистами или «тягачами» называют уголовников, которые за деньги и в обход миграционного законодательства переправляют людей в другие страны. Переправляемые ими люди обычно желают покинуть родину по
Из книги Психология народов и масс автора Лебон ГюставГлава IV. Избирательная толпа Общие черты избирательной толпы. - Как убеждают ее. - Качества, которыми должен обладать кандидат. - Необходимость обаяния. - Почему рабочие и крестьяне так редко выбирают кандидатов из своей среды? - Могущественное влияние слов и формул
Из книги Без революций. Работаем над собой, оставаясь в гармонии автора Стивенс МайклОрганизованная религия Несмотря на свои духовные цели, организованная религия зачастую, как и наука, не может дать ясный ответ на вопрос об определении перехода от физической жизни к физической смерти. Так происходит в результате столкновения всех религий, будь то
Из книги Власть. Элита, народ [Подсознание и управляемая демократия] автора Зыкин Дмитрий2.2 Герой и толпа Паситесь, мирные народы. А. Пушкин Пора, давно пора предоставить слово одному из ведущих политических консультантов нашей страны, Олегу Матвейчеву:«В одном из трех главных городов России по одномандатному округу в государственную Думу был избран
Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина Яковлевна«РОМАНТИЗАЦИЯ НАРКОМАНОВ ПРОИСХОДИЛА ОТНЮДЬ НЕ СТИХИЙНО» Интервью с главным детским наркологом Минздрава РФ Алексеем Валентиновичем Надеждиным- В 2001 году в Российской Федерации отчетливо - в полтора раза (!) - сократилась заболеваемость наркоманией, особенно среди
ТОЛПЫ. ПОНЯТИЕ ТОЛПЫ
Жизнь, поступки и выбор человека, зависит от социальной обстановки, в которой он находится. Именно социум формирует различные формы поведения. Социальные нормы могут формировать поведение, направленное на индивидуальность, проявления личности человека, как независимой единицы общества. Но есть и такие формы поведения, при которых человек теряет свою индивидуальность, под влиянием других людей. Психология толпы заключается в обезличивании индивида, при этом человек абсолютно не ощущает прессинга со стороны окружающих. Постепенно он заражается поведением окружающей группы людей, подчиняется её правилам и начинает действовать согласно этим правилам.
В психологии существует специальный раздел, социальной психологии, которая занимается изучением психологии толпы. Существует огромное количество примеров, когда группы людей, кардинально изменяли ход истории.
ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ. ФОРМИРОВАНИЕ И ВИДЫ ТОЛПЫ
Как часто, просто из любопытства, вы оказывались в самой гуще группы людей, заразившись её настроением и общим интересом? Именно так и формируется толпа. Но это происходит, не всегда стихийно. Не смотря на то, что толпой принято считать, случайное скопление людей, подпитываемое общим эмоциональным настроем, не редко толпа формируется с помощью ядра, или попросту говоря, толпу формируют зачинщики.
Толпу делят на четыре вида:
Толпа может быть агрессивная - это самый опасный вид толпы.
Толпа убегающая от чего, или от кого либо (спасающаяся толпа);
Толпа окказиональная – этот вид толпы, образуется, если случилось что-то «интересное», к примеру, ДТП.
Толпа демонстрантов (демонстрирующая толпа).
ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ. ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ТОЛПЕ
Каждому из нас приходилось на личном опыте ощутить влияние толпы, или наблюдать поведение людей находящихся в толпе, со стороны. Уже говорилось, о том, что человек в толпе теряет свою индивидуальность. Механизм, который формирует толпу, психологи называют «эволюционной регрессией». Во время формирования этого механизма, активируются самые низшие слои, коры головного мозга. Это значит, что в толпе обнажаются самые низменные желания человека, которые он (потеряв свою индивидуальность) уже не может контролировать. Именно этим и опасна толпа.
Почему человек, так легко оказывается в толпе и под её влиянием?
Всё дело в том, что у нас есть потребность иногда становиться свободными от ответственности быть личностью, ведь это очень тяжкий груз и нагрузка на психику человека. По-другому можно сказать, что сливаясь с толпой, подсознательно, человек, снимает ответственность за свои поступки и действия.